МКОУ "Лужновская СОШ"
Калужская обл, Дзержинский район, д. Лужное, ул. Центральная, дом 1
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность — основа жизненной и
    профессиональной успешности выпускников!

    Функциональная грамотность – это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.
    2. Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
    3. Математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.
    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    5. Креативное мышление – это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач.
    6. Глобальные компетенции – это способность

    – критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    – осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    – вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Нормативные документы

    Федеральный уровень

    • Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)
    • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
    • Минпросвещения России №219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
    • Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
    • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    Памятка «Функциональная грамотность»
    (по материалам исследования PISA и Центра оценки качества образования ИНСТРАО)

    Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (https://fioco.ru/pisa)

    Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

    Полезные ресурсы по формированию функциональной грамотности

    Федеральный портал Академия Минпросвещения России - https://apkpro.ru

    Федеральный банк заданий по функциональной грамотности -  https://fg.resh.edu.ru

    Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности -  https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

    Единое содержание общего образования -  https://edsoo.ru/

    Российская электронная школа. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents

    Высшая школа экономики

    Учебно-методические комплексы и методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций

    https://fmc.hse.ru/methodology

    Видеолекции по финансовой грамотности https://fmc.hse.ru/video

    Образовательные проекты ПАКК

    Изучение финансовой грамотности на уроках математики https://edu.pacc.ru/finmat/

    Изучение финансовой грамотности на уроках информатики

    https://edu.pacc.ru/finformatika/

    Образовательное кино ttps://edu.pacc.ru/kinopacc/

    Банк «РОССИЯ» Онлайн-уроки по финансовой грамотности  https://dni-fg.ru/

    Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности https://fincup.ru/

    Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Функциональная грамотность https://prosv.ru/pages/pisa.html

    Ответственный в школе за организацию и проведение работ по оценке функциональной грамотности:

    Заботина Татьяна Ивановна- заместитель директора по учебной работе

    Кабинет - № 28

    Телефон: 8-(48434)-77-239

    электронная почта–lugnata@yandex.ru

    Часы приема: пн-чт:14:00-16:00

    Банки заданий по функциональной грамотности

    Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

    Методические материалы

    Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной грамотности:

    1. Методические рекомендации для учителей и родителей
    2. Рекомендации по формированию читательской грамотности
    3. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
    4. Функциональная грамотность для педагога
    5. Методические рекомендации СИПКРО для педагогов  по формированию функциональной грамотности

    Документы не выбраны

    График проведения диагностических работ по функциональной грамотности

    В период с 23 октября по 26 декабря проводятся диагностические работ по функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов на платформе https://fg.resh.edu.ru/  в соответствии с графиком проведения:

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie